Алкоголь известен человечеству уже 10 000 лет, и почти столько же лет известно о его колоссальном вреде. Начиная с древних греков, великие мыслители указывали на опасность и бессмысленность его употребления. Будучи даже не знакомы с токсикологией алкоголя (детально изученной современной наукой), они простым наблюдением выявили неизбежную закономерность.
«Вино стариков превращает в животных, а юношей — в женщин», — говорил Кратет Фиванский. «Пьянство есть упражнение в безумии», — указывал Пифагор. «Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином», — считал Диоген. Даже Гомер указывал: «Евритион, многославный Кентавр, и тот был вином обезумлен, как и Киклоп, превосходивший людей и величиной, и силой. Если оно так губительно действует на тех, кто сильнее и больше нас, как же, по-твоему, оно должно действовать на нас?».
Кажется, никогда люди не достигали такого согласия, как по вопросу о вреде алкоголя.
Казалось бы, что может быть общего между Уильямом Шекспиром и Чингисханом? Их отношение к алкоголю. Великий драматург говорил: «Люди впускают врага в свои уста, и он похищает их мозг!». Повелитель монголов в Великой Ясе — сборнике законов — писал: «Государь, жадный к вину и водке, не может произвести великих дел, мыслей и великих учреждений».
Одинаково относились к алкоголю Уильям Гладстон, английский аристократ и премьер-министр, и Владимир Ильич Ленин, вождь советских рабочих и крестьян. «Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война», — указывал Гладстон. Ленин, объявив в молодом советском государстве сухой закон, объяснял: «…Водку и прочий дурман мы не допустим, потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, они поведут нас назад…».
Удивительно, насколько разные люди говорили о вреде алкоголя. И удивительно, как сложно найти высказывание о пользе алкоголя хотя бы у одного выдающегося человека.